«    Апрель 2018    »
16171819202122

Хочу знать

16-02-2014

КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ ДЕЛАЮТ ВОЗМОЖНЫМ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ МОЛЕКУЛ ПРИ СВЕРХНИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ

С какой скоростью многие химические реакции идут при температурах ниже 100 К? — С удручающе низкой. Отсюда и мнение многих учёных о том, что для активных химических процессов, предшествующих жизни, нужна довольно тёплая планета — нечто вроде Земли.
0 0 Comments

Учёные из Лидского университета (Великобритания) во главе с Дуэйном Хёрдом (Dwayne Heard), взявшись проверить это утверждение в лаборатории, выяснили неожиданное. Метанол и гидроксильная группа активно реагируют при –210 °С. А итоговые метоксильные радикалы образуются в 50 раз быстрее, нежели «в комнате». Между тем, по идее, такой процесс вообще не должен идти в условиях, когда воздух превращается в жидкость.

Конечный продукт, уверены авторы работы, мог образовываться только по одному механизму — туннельному эффекту, то есть сугубо квантовому процессу. При ограничении частицы по координате (увеличении её определённости), импульс становится менее определённым. И тогда неопределённость импульса случайным образом может добавить частице энергии для преодоления барьера, и тот с некоторой вероятностью будет преодолён — при той же самой средней энергии частицы.

Словом, базисные реакции органической химии могут протекать в космосе, несмотря на сверхнизкие температуры, уверены исследователи. Хотя их работа имела дело с определённой температурой, учёные указывают, что такие же процессы могут иметь место при очень широком температурном диапазоне, включая холодные планетарные атмосферы, регионы звездообразования, звёздный ветер и межзвёздное пространство.

Таким образом, новый механизм для химических реакций может затрагивать как окрестности протозвезды B1-b, где недавно был обнаружен CH3O, получавшийся экспериментаторами в ходе опытов, так и пригодиться для понимания процессов, идущих в атмосфере Титана.

Те же реакции в газовой фазе могут объяснить недавнее обнаружение в космосе диметилового эфира и метилформиата, найденных при весьма низкой температуре, то есть вне контекста непосредственного звездообразования. Пока квантовые процессы, разрешающие вроде бы немыслимые химические реакции при низких температурах, слишком слабо исследованы. Однако не исключено, подчёркивают авторы, что именно они могут быть ответственными за формирование куда более сложных органических веществ, в том числе в условиях, к примеру, атмосферы Титана.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature Chemistry.

Самый быстрый способ передачи энергии в мире способен нагреть воду ...

Самый быстрый способ передачи энергии в мире способен нагреть воду до 600 С за триллионную долю секунды

Этот метод может работать лишь с небольшими объёмами воды, однако это — быстрейший способ передачи энергии, существующий на Земле на сегодняшний день. Учёные нашли способ нагреть одну миллиардную литра воды до 600 градусов Цельсия за одну триллионную долю секунды.
Суть метода заключается в мгновенном воздействии на воду короткой, интенсивной вспышкой терагерцового излучения – электромагнитных волн, попадающих в интервал между микроволнами и инфракрасным светом. На мгновение, которое длится меньше миллисекунды, вода остаётся в своей исходной плотности, а затем её молекулы разлетаются в стороны. За это время учёные должны суметь зафиксировать любые химические реакции, которые будут инициированы этим экстремальным нагревом.
Команда немецких исследователей, разработавшая этот метод, пока ещё не провела его полноценных испытаний. Они лишь опубликовали статью с его описанием в журнале «Angewandte Chemie International Edition». Этот метод должен позволить физикам проводить эксперименты с термальными реакциями – например, исследовать то, как тепло заставляет молекулы рекомбинировать, образуя новые вещества.
Чтобы зафиксировать настолько малые и быстрые реакции, учёным понадобятся ультракороткие рентгеновские лучи. И в Гамбурге, Германия скоро появится установка, которая позволит проделать именно это. «Европейская рентгеновская лазерная установка на свободных электронах», которая в настоящий момент находится в стадии строительства, сможет генерировать достаточно короткие рентгеновские вспышки, которые сумеют зафиксировать различные стадии химических реакций. Как ожидается, установка будет готова к работе к 2015 году.

Недостаток сна может способствовать шизофрении

Недосыпание плохо влияет на работу мозга: у человека, который мало спит, портится настроение, ему трудно сосредоточиться, он острее реагирует на стресс. В исключительных случаях отсутствие сна вызывает галлюцинации и даже потерю памяти. Эти симптомы также характерны для шизофрении, что и подсказало исследователям из Бристольского университета (Великобритания) проверить, как связаны между собой это тяжёлое психоневрологическое расстройство и нарушения сна.

Вообще говоря, до сих пор нарушения сна считались одним из симптомов шизофрении. Однако в статье, опубликованной в журнале Neuron, авторы пишут, что всё наоборот: плохой сон может стать как раз причиной шизофрении, а не её следствием. «Плохой сон» тут надо понимать в широком смысле: имеется в виду не только бессонница, но и вообще любые нарушения в информационных процессах мозга, сопровождающих сон. Исследователи проанализировали активность мозга крыс, которым устраивали бессонницу. В итоге у животных оказались рассинхронизированы волны, проходящие от передней к задней части мозга, а также, что более важно, тот же самый «несинхрон» был между гиппокампом и фронтальной корой. Электрическая активность этих важнейших зон начала расходиться по частоте, то есть процессы, сопровождающие консолидацию памяти (гиппокамп), и процессы, отвечающие за принятие решений (кора), перестали слышать друг друга.Точно такую же картину можно наблюдать в электрической активности мозга больных шизофренией. Однако говорить, что недостаток сна может привести к шизофрении, конечно, не стоит. Скорее, он может вызвать изменения в электрической активности мозга, которые характерны для этого расстройства, а уж получится из этого полноценная шизофрения или нет, зависит от других факторов. Не надо забывать и о том, что исследование проводили на крысах, и не нужно быть нейробиологом, чтобы понять, что шизофрения у человека и «шизофрения» у крыс не одно и то же. Тем не менее исследователи полагают, что эти данные можно применить в терапии разного рода расстройств высшей нервной деятельности, не обязательно «шизофренического» характера. Рассеяние внимания и дефицит кратковременной памяти до сих пор с трудом поддаются лечению, и для того, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, возможно, требуется подправить сон пациентов.Подготовлено по материалам Бристольского университета.

Станен - новый материал одноатомной толщины, который может потеснит...

Станен - новый материал одноатомной толщины, который может потеснить графен в области электроники

В настоящее время в современных процессорах насчитывается более миллиарда транзисторов, которые подключаются к контуру через медные соединения. При таком количестве транзисторов приходится создавать довольно большое количество медных соединений, которые не всегда рационально использовать.

Как известно, медь не самый лучший материал для выполнения функций проводников в микросхеме. Она сильно греется, довольно хрупкая и имеет относительно высокое сопротивление, из-за чего медь отдает часть своей энергии в теплоту. Кроме этого, в масштабах нескольких нанометров начинают проявлять себя нежелательные квантовые эффекты.

Для замены меди ученые думали использовать графен, но после дополнительных исследований появилась другая альтернатива – станен. Станен — материал одноатомной толщины, состоящий из атомов олова и атомов фтора.
Как показали расчеты ученых-физиков из Стэнфордского университета и Национальной лаборатории линейных ускорителей SLAC американского Министерства энергетики (US Department of Energy, DOE), данный материал может стать первым в мире материалом, проводящим электрический ток со стопроцентной эффективностью. Причем, добиться такой эффективности можно как при комнатной температуре, так и при более высоких температурах, при которых работают кристаллы современных микропроцессоров, пишется в статье журнала Physical Review Letters.

Согласно построенной модели, в двумерном слое атомов олова должен наблюдаться квантовый спиновый эффект Холла, то есть электроны смогут перемещаться с нулевым сопротивлением вдоль краев проводника. При добавлении к станену атомов фтора эффект должен сохраняться при температурах до 100 градусов по Цельсию. Это отлично подходит для компьютерных чипов, которые работают в диапазоне температур от 40 до 90 градусов Цельсия.

В данный момент это пока только теоретические расчеты, и для создания работоспособных проводников на основе станена надо преодолеть еще некоторые технические проблемы. Но будем надеяться, что ученые найдут приемлемое решение данной задачи, и мир в недалеком будущем увидит новые малопотребляющие и высокопроизводительные микропроцессоры.

Двигатели ионолётов могут быть эффективнее реактивных

Если вы пропустите ток между двумя электродами, один из которых будет тоньше другого, то воздух между ними начнёт двигаться, возникнет мини-ветер (точнее — ионный ветер), который передаст свой импульс окружающим нейтральным молекулам воздуха. Эффект, известный с полвека, пока применялся лишь для настольных ионолётов с ничтожно малой тягой — к примеру, вот таких:

Серьезные экспериментальные исследования способностей ионных двигателей для полёта в атмосфере не проводились, и по умолчанию предполагалось, что для создания вменяемого импульса потребуется чудовищный по параметрам ток. Попытки главного проповедника этой идеи в США Александра Николаевича Прокофьева-Северского (создателя P-47 Thunderbolt) построить ионолёт, способный поднимать человека, провалились: на её реализацию просто не нашлось денег.

И вот теперь Кенто Масуяма (Kento Masuyama) и Стивен Баррет (Steven Barrett) из Массачусетского технологического института (США) решили проверить, так ли это на самом деле. И получили смешанные результаты.

Несмотря на успешность попыток популяризации идеи ионолёта, денег на строительство пилотируемого аппарата его изобретатель Прокофьев-Северский не нашёл. (Здесь и ниже иллюстрации «Техника — молодёжи», Popular Mechanics.)

В поставленных ими экспериментах удалось получить 110 Н тяги на киловатт прилагаемой мощности. Чтобы разбавить эти сухие цифры эмоциями, напомним, что для современных турбореактивных двухконтурных двигателей этот показатель равен примерно 2 H на киловатт мощности, то есть более чем в полсотни раз ниже.

На первый взгляд, это переворот. На деле, конечно, есть сложности, и немалые. Тяга, создаваемая ионным двигателем с малой площадью рабочей зоны, невелика, а посчитать её можно так: F = I•d/k, где I — ток между электродами, а d — ширина диэлектрического зазора (k — проводимость в воздухе, практически неизменна). Из этого следует, что «плотность» тяги, то есть её количество на единицу рабочей площади ионного двигателя, намного меньше, чем у современных реактивных самолётов, ведь она прямо зависит от ширины зазора между электродами. Чем он больше, тем сильнее создаваемый ионный ветер — а значит, подъём в воздух даже лёгкого летательного аппарата потребует большого разноса между электродами. По сути, размеры такого зазора будет равны максимальным габаритам самого летательного аппарата.

Другая сложность в том, что, хотя для создания тяги нужна небольшая мощность тока, вольтаж при этом велик: так, для экспериментальной модели из бальсы потребовалось несколько киловольт. По оценкам Стивена Баррета, для БПЛА с набортным оборудованием и источником питания понадобится несколько сот или даже тысяч киловольт. «Напряжение может быть огромным, — считает г-н Баррет. — Но я думаю, что эта сложность, возможно, преодолима. Эффективность — вот ключевой момент в конструкции летательных аппаратов. [Ионные двигатели для ЛА] будут жизнеспособны в не очень далёком будущем, поскольку они эффективны».

Первыми аппаратами с такого рода двигателями могут стать лёгкие разведывательные дроны. И дело не только в том, что им не нужна слишком большая масса: ионные двигатели в атмосферных условиях почти не создают серьёзного ИК-излучения, позволяющего эффективно обнаруживать обычные БПЛА. Кроме того, электродинамическая тяга предельно бесшумна, что затрудняет обнаружение ЛА даже в непосредственной близости от наблюдаемого объекта. «Просто представьте себе все военные преимущества обладания бесшумной двигательной установкой без ИК-следов», — живописует перспективы Стивен Баррет.

Ведущий специалист Lockheed Martin Corp Нед Аллен (Ned Allen), несмотря на все проблемы, называет направление многообещающим: «[Электродинамическая тяга] способна достичь куда большей эффективности, чем любое устройство, использующее горение». Именно поэтому, отмечает он, его компания рассматривает эту технологию в качестве пригодной для применения на летательных аппаратах.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Proceedings of the Royal Society A.

Японцы реализовали полную квантовую телепортацию

Новый метод позволяет перейти от вероятностной передачи квантовых битов на расстоянии к детерминированной — без помех и нужды в последующем измерении.

Вас это не удивляет, потому что первая квантовая телепортация — передача квантового состояния на расстоянии, при которой у первой частицы такое состояние разрушается, а у второй возникает состояние, идентичное первой, — была реализована ещё в 1997 году?

Да, это так. Вот только использовать такую квантовую телепортацию для реальной обработки информации при помощи квантовых битов (кубитов) было решительно невозможно. В схеме традиционной квантовой телепортации измерение выполняется после переноса кубитов, а эффективность передачи была низкой. В лучшем случае доходят менее 90% всех отправленных кубитов, причём передающий не понимает, о каких именно кубитах идёт речь, а поэтому не может их продублировать. Мораль проста: при использовании в реальной связи потеря более чем 10% информации делает всю систему непрактичной.

«В 1998 году мы использовали слегка нетипичную технику для нетрадиционной полной телепортации. Но тогда переданное состояние не было квантовым битом, — подчёркивает Акира Фурусава. — Теперь же мы применили нашу экспериментальную методику образца 1998 года, чтобы передать квантовые биты».

Гибридная система телепортации объединила технологию по передаче световых волн в широком диапазоне и способ уменьшения диапазона частот фотонных квантовых битов. Благодаря этому удалось инкорпорировать квантовые биты в световые волны. Кроме того, отказ от принципиально вероятностных белловских измерений позволил сделать и саму квантовую телепортацию не вероятностной, а жёстко детерминированной — впервые в мире.

«Полагаю, мы можем сказать со всей определённостью, что только теперь квантовые компьютеры стали ближе к реальности, — безмерно оптимистично заявляет г-н Фурусава. — Телепортацию такого рода можно представить как квантовый затвор [транзистора], где сток и исток идентичны. Так что, если мы слегка улучшим процесс, исток и сток, чтобы программировать их состояния, то получим программируемый квантовый затвор. Комбинируя множество таких затворов, мы выйдем на настоящий квантовый компьютер».

Как квантовая телепортация нового типа повлияет на нашу повседневность? По меньшей мере она обеспечит надёжную связь, основанную на квантовой криптографии, которая, быть может, положит конец ситуации, когда США прослушивают видеоконференции ООН, президентов Мексики, Боливии, далее везде (остальные страны с приличными разведслужбами тоже, конечно, не отстают). Но нас с вами скорее коснётся использование таких систем для безопасного совершения банковских операций и онлайновых платежей.

И уж совсем всё станет почти сказочным, если г-н Фурусава всё-таки прав, и мы, воспользовавшись телепортацией, сумеем построить полноценные квантовые компьютеры.

Напомним: в мае 2013 года сравнительные тесты весьма скромного квантового компьютера D-Wave One (процессор Vesuvius, лишь 512 кубит) и четырёхпроцессорного компьютера (2,4 ГГц, Intel, 16 Гб оперативной памяти) показали, что ряд задач квантовая машина выполняет за 0,5 с, а обычная — за 30 мин, то есть в 3 600 раз медленнее. Наконец, квантовые компьютеры могут сделать то, что на нынешних в принципе невозможно или требует времени, сравнимого с длительностью существования Вселенной. Да, речь в первую очередь идёт о моделировании новых веществ с уникальными свойствами, от лекарств и конструкционных материалов до высокотемпературных сверхпроводников. Так победим?

Тёмная материя

Тёмная материя в астрономии и космологии — форма материи, которая не испускает электромагнитного излучения и не взаимодействует с ним. Это свойство данной формы вещества делает невозможным её прямое наблюдение. Однако возможно обнаружить присутствие тёмной материи по создаваемым ею гравитационным эффектам.

Обнаружение природы тёмной материи поможет решить проблему скрытой массы, которая, в частности, заключается в аномально быстрой скорости вращения внешних областей галактик.

Известно, что тёмное вещество взаимодействует со «светящимся» (барионным), по крайней мере, гравитационным образом и представляет собой среду со средней космологической плотностью, в несколько раз превышающей плотность барионов. Последние захватываются в гравитационные ямы концентраций тёмной материи. Поэтому, хотя частицы тёмной материи и не взаимодействуют со светом, свет испускается оттуда, где есть тёмное вещество. Это замечательное свойство гравитационной неустойчивости сделало возможным изучение количества, состояния и распределения тёмной материи по наблюдательным данным от радиодиапазона до рентгеновского излучения.

Непосредственное изучение распределения тёмной материи в скоплениях галактик стало возможным после получения их высокодетализированных изображений в 1990-х годах. При этом изображения более удалённых галактик, проецирующихся на скопление, оказываются искажёнными или даже расщепляются из-за эффекта гравитационного линзирования. По характеру этих искажений становится возможным восстановить распределение и величину массы внутри скопления независимо от наблюдений галактик самого скопления. Таким образом, прямым методом подтверждается наличие скрытой массы и тёмной материи в галактических скоплениях.

Опубликованное в 2012 году исследование движения более 400 звёзд, расположенных на расстояниях до 13 000 световых лет от Солнца, не нашло свидетельств присутствия тёмной материи в большом объёме пространства вокруг Солнца. Согласно предсказаниям теорий, среднее количество тёмной материи в окрестности Солнца должно было составить примерно 0,5 кг в объёме земного шара. Однако измерения дали значение 0,00±0,06 кг тёмной материи в этом объёме. Это означает, что попытки зарегистрировать тёмную материю на Земле, например, при редких взаимодействиях частиц темной материи с «обычной» материей, вряд ли могут быть успешными.

Солнечные батареи на Луне обеспечат Землю электричеством

Японская корпорация Shimizu предложила довольно смелый проект созданию возобновляемых источников энергии. Суть его сводится к созданию на лунном экваторе пояса из солнечных батарей шириной до 400 км. Полученная таким образом энергия будет использоваться для обеспечения работы астронавтов и техники на самой Луне, а так же может быть передана на Землю посредством лазерных лучей или микроволн. Несмотря на то, что создание такой системы будет стоить слишком дорого, а поверхность спутника постоянно "обстреливается" микро-метеоритами, которые могут разрушить батареи, концепция оценивается как перспективная и работа над ней будет продолжаться.

Термоядерная реакция

Термоядерная реекция — разновидность ядерной реакции, при которой лёгкие атомные ядра объединяются в более тяжёлые за счёт кинетической энергии их теплового движения.

Для того чтобы произошла ядерная реакция, исходные атомные ядра должны преодолеть так называемый «кулоновский барьер» — силу электростатического отталкивания между ними. Для этого они должны иметь большую кинетическую энергию. Согласно кинетической теории, кинетическую энергию движущихся микрочастиц вещества (атомов, молекул или ионов) можно представить в виде температуры, а следовательно, нагревая вещество, можно достичь ядерной реакции. Именно эту взаимосвязь нагревания вещества и ядерной реакции и отражает термин «термоядерная реакция».

Кулоновский барьер
Атомные ядра имеют положительный электрический заряд. На больших расстояниях их заряды могут быть экранированы электронами. Однако для того, чтобы произошло слияние ядер, они должны сблизиться на расстояние, на котором действует сильное взаимодействие. Это расстояние — порядка размера самих ядер и во много раз меньше размера атома. На таких расстояниях электронные оболочки атомов (даже если бы они сохранились) уже не могут экранировать заряды ядер, поэтому они испытывают сильное электростатическое отталкивание. Сила этого отталкивания, в соответствии с законом Кулона, обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами. На расстояниях порядка размера ядер величина сильного взаимодействия, которое стремится их связать, начинает быстро возрастать и становится больше величины кулоновского отталкивания.

Таким образом, чтобы вступить в реакцию, ядра должны преодолеть потенциальный барьер. Например, для реакции дейтерий-тритий величина этого барьера составляет примерно 0,1 МэВ. Для сравнения, энергия ионизации водорода — 13 эВ. Поэтому вещество, участвующее в термоядерной реакции, будет представлять собой практически полностью ионизированную плазму.

Температура, эквивалентная 0,1 МэВ, приблизительно равна 10^9 К, однако есть два эффекта, которые снижают температуру, необходимую для термоядерной реакции:

- Во-первых, температура характеризует лишь среднюю кинетическую энергию, есть частицы как с меньшей энергией, так и с большей. На самом деле в термоядерной реакции участвует небольшое количество ядер, имеющих энергию намного больше средней (т. н. «хвост максвелловского распределения»).
- Во-вторых, благодаря квантовым эффектам, ядра не обязательно должны иметь энергию, превышающую кулоновский барьер. Если их энергия немного меньше барьера, они могут с большой вероятностью туннелировать сквозь него.

КРЕМНИЕВЫЕ СУПЕРКОНДЕНСАТОРЫ СМОГУТ ПИТАТЬ СМАРТФОН В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕ...

КРЕМНИЕВЫЕ СУПЕРКОНДЕНСАТОРЫ СМОГУТ ПИТАТЬ СМАРТФОН В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Исследователи из американского университета Вандербилта разработали новый тип суперконденсаторов, которые изготавливаются из кремния. Эти конденсаторы хранят энергию с таким высоким показателем плотности, что их можно встраивать внутрь микрочипов. Это в свою очередь позволит работать процессорам на протяжении длительного времени без подвода какой-либо внешней энергии.

Суперконденсаторы, подобно обычным электролитическим конденсаторам, хранят энергию, притягивая ионы различной полярности к поверхности пластин их электродов. От площади поверхности этих пластин зависит и количество ионов, которые могут быть удержаны там. Для увеличения эффективной площади пластины, как правило, покрываются специальными токопроводящими материалами с микроскопическими порами.

Сам по себе кремний очень активно реагирует с большинством веществ, входящих в состав электролита, из-за чего очень быстро разрушается. Для его защиты учёные придумали оригинальное решение. Они нагрели пористый кремний с чистым углеродом до температуры около 800 градусов по шкале Цельсия в присутствии газовой защитной атмосферы. В результате нагрева из углерода сформировался слой графена, который покрыл собой всю поверхность кремния, включая внутреннюю поверхность микроскопических пор. Именно графен является защитным барьером, который не позволяет кремнию распадаться под воздействием веществ, содержащихся в электролите.

В отличие от аккумуляторных батарей, суперконденсаторы не требуют длительного времени на подзарядку и могут практически моментально поглотить или отдать большое количество энергии. Кроме того, суперконденсаторы отличаются высокой надёжностью и более продолжительным сроком службы.

Что не советуют есть на голодный желудок

Бананы. Из-за высокого содержания магния, употребление бананов на голодный желудок может привести к нарушению магниево-кальциевого баланса в организме человека. Это чревато возникновением сердечно-сосудистых заболеваний.

Апельсины. Ваш желудок может переполниться газами и кислотой.

Холодные напитки. Они раздражают желудок и кишечник. В результате могут нарушиться ферментативные реакции, провоцируя появление определенных болезней.

Йогурт. При употреблении на голодный желудок йогурт теряет значительную часть своих полезных свойств. Его рекомендуется употреблять через 2 часа после еды или перед сном. В этом случае он действительно помогает пищеварению.

Сладкий картофель. Дубильная кислота и пектин способствуют выделению желудочного сока, в результате чего человек испытывает сильный дискомфорт.

Хурма. Хурма содержит большое количество пектина и дубильной кислоты, которые в ходе взаимодействия с желудочным соком превращаются в гелеборазное вещество. В результате возможно образование желудочного камня.

Помидоры. Для них характерны те же побочные эффекты, что и для хурмы.

Сахар. Сахар очень легко усваивается. Когда сахар попадает в пустой желудок, человеческий организм не может выделять достаточное количество инсулина для поддержания его нормального уровня в крови. Это чревато возникновением болезней глаз. Более того, сахар - это кислотообразующая пища, способная нарушить кислотно-щелочной баланс.

Чеснок. Содержащийся в нем аллицин раздражает стенки желудка и кишечника. Это чревато возникновением гастроспазма.

Даже если вы очень проголодались, не торопитесь есть что попало. Помните о том, что не вся пища пригодна для употребления на голодный желудок. Если вы не хотите иметь дело с желудочно-кишечными расстройствами, сначала выпейте стакан воды, чтобы разбавить желудочный сок, затем следует предпочесть супы. Но если ничего нет, то лучше отдать предпочтение десертам и мучным изделиям.

ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ КРИСТАЛЛОВ ВРЕМЕНИ ПОСТАВЛЕНА ПОД СОМНЕНИЕ

Может ли двигающийся объект иметь нулевую энергию? На первый взгляд, простой вопрос, и ответ очевиден: движение подразумевает кинетическую энергию. Так о чём речь? Опять Perpetuum mobile?

Увы, в свете квантовой механики вопрос приобретает чуть иное звучание. В 2012 году нобелевский лауреат Фрэнк Вильчек (Frank Wilczek) из Массачусетского технологического института (США) предположил, что квантовые пространственно-временные кристаллы могут добиться чего-то подобного. Это теоретические системы, которые испытывают периодические колебания, находясь в основном квантовом состоянии, то есть в таком состоянии с наименьшей энергией, меньше которого система уже просто не может иметь. Такой «кристалл» будет, по мысли автора идеи, представлять собой группу частиц в основном состоянии, однажды ускоренных и с тех пор двигающихся по кругу вечно.

Ультраохлаждённые ионы бериллия, однажды запущенные во вращение, по мысли сторонников г-на Вильчека, никогда не остановятся, ибо их энергия и так самая низкая изо всех возможных.(Иллюстрация Xiang Zhang group.)

Остановимся на слове «вечно». Поскольку частицы двигаются по кольцу, они будут повторять эту пространственно-временную конфигурацию до бесконечности, и даже тепловая смерть Вселенной не сможет остановить их: у системы нельзя отнять энергию, поскольку её и так уже меньше меньшего. То есть пространственно-временному (он же четырёхмерный) кристаллу нечего терять, кроме своих цепей, и перед нами, в теории, вечное движение на квантовомеханической основе.

Ну да. Ну конечно... А ток в сверхпроводящем кольце? К тому же такое «вечное движение» открыли аж в 1911 году. Но кроме необходимости трат энергии на тепловое поддержание жидкого гелия, сверхпроводящее кольцо разительно отличается от четырёхмерных кристаллов ещё в одном. В кольце сверхпроводника двигаются куперовские пары электронов, взаимодействующих через фонон. А вот волновые функции таких пар однородны, то есть трансляционная симметрия там не нарушается.

Но в кристалле Вильчека симметрия нарушается автоматически, как только мы предполагаем, что частицы в ней, с одной стороны, в основном состоянии, а с другой — двигаются. Поэтому они и называются кристаллами: процесс кристаллизации сопровождается спонтанным нарушением симметрии, и именно это кристалл Вильчека делает со временем.

С тех пор был предложен эксперимент по реализации таких кристаллов. По кольцевой ионной ловушке предполагалось запустить ионы бериллия при температуре порядка миллиардной кельвина с помощью слабого магнитного поля. Поскольку ионы и так будут в основном состоянии, то затормозить их (отняв энергию, а как иначе?) явно не получится, и вращение будет вечным.

Физик Патрик Бруно (Patrick Bruno) из исследовательского ускорительного комплекса ESRF (Франция) ринулся спасать остатки нашего с вами здравого смысла, интуитивно понимающего, что этой ужасной вещи просто не может быть, но не умеющего изложить, почему.

В 1964 году другой нобелевский лауреат, Вальтер Кон, продемонстрировал, что изолятор полностью нечувствителен к магнитным силовым линиям. Поскольку кристаллы пространства-времени являются по гипотетической структуре вигнеровскими кристаллами, а вигнеровские кристаллы — изоляторы, то попытка показать, что слабое магнитное поле может заставить такую систему начать вращение, по мнению Патрика Бруно, будет «безнадёжно обречённым предприятием».

Беда в том, что это объяснение позволяет лишь заявить: не работает одна схема пространственно-временного кристалла. Попробовать инициировать движение группы частиц в основном состоянии по кольцу можно и каким-то иным образом. На это у г-на Бруно есть такой ответ.

«Только будущие достижения в этой области (или их отсутствие) позволят нам сказать, является ли моя работа последним словом, которым мы ответим на вопрос о существовании квантовых временных кристаллов, — считает исследователь. — Ну а пока ясно лишь то, что моя работа показывает нереализуемость временных кристаллов для всех реалистичных моделей или механизмов, предложенных на сегодня. Так что до следующих новых идей в этой области я считаю тему закрытой. Не могу исключить, что кто-то выдвинет альтернативное предложение, находящееся за пределами ограничений моей теоремы. Однако соображения, основанные на возражении по сохранению энергии, предполагают, что временной кристалл, то есть поведение, при котором в основном состоянии продолжается движение, в общем случае невозможен».

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Physical Review Letters, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

ЧЕРВИ МОГУТ РЕГЕНЕРИРОВАТЬ УТРАЧЕННУЮ ГОЛОВУ ВМЕСТЕ С ВОСПОМИНАНИЯМИ

екоторые воспоминания никогда не стираются из памяти. Более того, они могут перекочевать на совершенно другой мозг. Об этом заявили ученые из Университета Тафтса, которые уже на протяжении долгого времени изучают мелких желтых червей, известных как планарии. Интерес к данным червям вызван их высокой способностью к регенерации. Их организм способен восстанавливать не только целые потерянные органы, но и части тела. После потери головы и шеи организму червяка под силу вырастить новый мозг, который в кратчайшие сроки восстанавливает утраченные навыки.

Ученые проверяли память червей методом измерения времени, которое понадобится червям, чтобы найти еду в лабораторных условиях. Мелкие черви любят открытое пространство и яркий свет, но в лабораторных условиях им приходилось игнорировать его в обмен на еду. После обезглавливания обученные черви смогли преодолеть свои страхи и начать питаться намного быстрее, чем их необученные родственники. Правда, стоит отметить, что на восстановление воспоминаний нужно было некоторое время. Они не возвращались молниеносно.

К сожалению, почему это происходит, ученые пока не выяснили. Именно мозги червей контролируют тело. Ученые предполагают, что некоторые воспоминания могут храниться не только в голове, но и в других частях тела. Они также предполагают, что мозг изначально модифицирует нервную систему, которая позже оказывает влияние на новый мозг в ходе его регенерации.

Результаты проведенного исследования будут опубликованы в британском научном журнале The Journal of Experimental Biology. В будущем данная особенность памяти у червей может быть использована в ходе изучения механизма работы памяти. Это может показаться глупостью, но множество ученых по всему миру работают в этом направлении с целью найти эффективный способ для лечения зависимости от наркотиков и абстинентного синдрома.

Тёмная материя

Странные химические реакции происходят в российской экономике: деньги выделяются и … растворяются.

ОБНАРУЖЕНА КОСМИЧЕСКАЯ «ФАБРИКА» ПО ПРОИЗВОДСТВУ «КИРПИЧИКОВ ЖИЗНИ»

Ученые обнаружили космический «завод» по производству «кирпичиков жизни» — аминокислот. Научное открытие описано в свежем выпуске журнала Nature Geoscience.

Группа исследователей из Имперского колледжа Лондона, Кентского университета и Ливерморской национальной лаборатории Министерства энергетики США выявила, что аминокислоты могут образовываться в результате столкновения ледяных комет о поверхность планеты. То же самое может происходить при падении каменистых метеоритов на покрытую льдом планету.

Исследователи полагают, что это открытие приближает их к разгадке происхождения жизни на Земле в период между 4,5 и 3,8 миллиардами лет назад, когда планета была атакована кометами и метеоритами.

Наша работа показывает, что основные строительные блоки, из которых формируется жизнь, могут быть собраны где угодно в Солнечной системе и, возможно, даже за ее пределами. Но вся загвоздка в том, что жизнь может процветать только при соблюдении определенных условий. Проведенное нами исследование расширяет диапазон возможных мест в Солнечной системе, где происходит сборка важнейших строительных блоков, и приближает нас к раскрытию тайны возникновения жизни на нашей планете, — рассказывает соавтор работы Зита Мартинс из Отделения наук о Земле и инжиниринга Имперского колледжа Лондона.
Ее коллеги из Кентского университета добавляют, что этот процесс демонстрирует простейший механизм перехода от комбинаций простых молекул, например, воды и твердой углекислоты (сухой лед), к более сложным, таким как аминокислоты. Следующим шагом в направлении формирования жизни является переход от аминокислоты к более сложным молекулам — белкам.

Таким образом, ледяные поверхности Энцелада (спутник Сатурна) и Европы (спутник Юпитера) могут служить идеальной средой для производства аминокислот с участием метеоритов. Новое исследование лишний раз подчеркивает важность будущих миссий на эти спутники в поисках жизни.

В ходе исследования было установлено, что при столкновении кометы с планетой создается ударная волна, которая генерирует нужные молекулы. Затем тепло, возникающее в результате удара, преобразует эти молекулы в аминокислоты.

В лаборатории Кентского университета ученые воссоздали такие условия. Обстрел миниатюрной модели кометы из газовой пушки позволил получить аминокислоты. В результате столкновения пули и ледяной поверхности на скорости 7,15 километра в секунду произошло таяние льда с образованием молекул глицина и D- и L-аланина.

Ранее ученые предоставили новые свидетельства того, что жизнь на Марсе зародилась раньше, чем на Земле.

ОБИТАЕМ ЛИ МАРС: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭКСПЕРИМЕНТЫ «ВИКИНГОВ»

Исследователи попытались определить, с какой средой столкнулись космические аппараты и можно ли надеяться на то, что в такой среде имеет смысл искать следы древней жизни.

Почти 40 лет назад два американских аппарата взяли пробы марсианского грунта и попытались найти в них следы микроорганизмов. Результаты оказались по меньшей мере неоднозначными. Споры о том, что же в действительности обнаружили «Викинги», не утихают до сих пор.

На этот раз исследователи пошли несколько иным путём. Вместо вопроса о жизни на Марсе сотрудников Института SETI и их коллег больше интересовали характеристики окружающей среды, выявленные «Викингами». Полученные результаты говорят о том, что на поверхности планеты не только имеются перхлораты, найденные аппаратами, но также должны быть связанные с ними высокоактивные соединения, которые способны разлагать органику при низких температурах, что объясняет результаты биологических экспериментов «Викингов».

Пригодна ли такая среда для жизни? Ведущий автор исследования Ричард Квинн отмечает, что корректнее ставить вопрос так: насколько хорошо на Марсе сохраняются следы древних биоподписей (химические признаки жизни)? По его словам, акценты стали смещаться ещё в 2009 году — после того как были опубликованы результаты работы станции «Феникс», которая обнаружила перхлораты на северном полюсе планеты.

«Мы постоянно возвращаемся к "Викингам", потому что добытые ими данные так и не получили объяснения, — говорит г-н Квинн. — Благодаря "Фениксу" научная дискуссия пошла в новом направлении: от супероксидов и пероксидов она сдвинулась в сторону химии, основанной на хлоре и оксидах хлора».

Непосвящённый не увидит в этом никакой разницы, но указанное изменение научного фокуса дало, по словам учёного, совершенно иную оценку того, насколько пригоден для жизни марсианский грунт.

«Судя по тому, что мы знаем о жизни в экстремальных условиях, можно с уверенностью утверждать: мы изучаем среду, которая в древности могла быть обитаемой, — подчёркивает г-н Квинн. — Открытие перхлоратов намекает на то, каким образом поверхность Марса развивалась сравнительно недавно. Вопрос заключается в её способности сохранять биоподписи, а не в её обитаемости в древние времена».

Итак, в 1976 году на Красную планету прибыли «Викинги». НАСА, которое за девять лет до этого доставило человека на Луну, добилось ещё одного громкого успеха. Оба аппарата проработали намного дольше запланированного 90-дневного срока.

Сделано было немало, но в центре внимания оказались, конечно, три биологических эксперимента.

Во-первых, эксперимент по изменению газовой среды (gas exchange experiment): образец марсианского грунта был помещён внутрь станции и обработан жидким раствором, содержавшим органические и неорганические соединения. Грунт среагировал на воду и выделил кислород ещё до того, как вошёл в контакт с этим раствором. После контакта грунт разложил органику.

Во-вторых, эксперимент по внесению меченых веществ (labeled release experiment): небольшое количество земной органики смешали с образцом марсианского грунта. Эти соединения были помечены радиоактивными маркерами, чтобы можно было видеть, как микроорганизмы (если они там есть) расправятся с питательными веществами. Результатом стало выделение углекислого газа.

В-третьих, эксперимент по внесению пиролитических веществ (pyrolytic release experiment): образец марсианского грунта нагрели, после чего был зарегистрирован выход из грунта органических остатков. (Г-н Квинн занимался изучением результатов этого эксперимента раньше, поэтому в новом исследовании оставил его в стороне.)

Увидев результаты второго и третьего экспериментов, учёные сначала разволновались: ведь именно так повели бы себя земные организмы в аналогичных условиях. Однако скепсис победил, и вот почему. Во-первых, опыт по изменению газовой среды дал совершенно противоположные результаты: вместо присутствия микроорганизмов он показал наличие в грунте химически активных соединений — окислителей. Во-вторых, органический анализ, проведённый «Викингами» (organic analysis experiment), не обнаружил никаких органических соединений марсианского происхождения. К тому же было решено, что высокий уровень солнечного УФ-излучения, скорее всего, сделал поверхность планеты стерильной и непригодной для жизни.

За прошедшие с тех пор десятилетия понимание Марса изменилось неимоверно. Например, были открыты шапки водного льда на полюсах и следы, оставленные потоками воды в далёком прошлом. Кроме того, появились новые технологии, способные обнаруживать более мелкий материал, чем то было возможно в 1970-х.

В 2006 году сотрудники Национального автономного университета Мексики и их коллеги воспроизвели те эксперименты в нескольких средах на Земле, которые считаются похожими на марсианские (например, в чилийской пустыне), и обнаружили в результатах органические соединения, содержащие хлор. В 2010 году упомянутое выше исследование г-на Квинна (он, кстати, подвизается ещё и в Исследовательском центре НАСА им. Эймса) показало, что органика распадается на хлорметан и дихлорметан при нагревании в присутствии перхлората.

На этот раз г-н Квинн и его коллеги взяли перхлораты и поместили их в условия искусственно воссозданной марсианской атмосферы. Образцы подвергли гамма-излучению: тонкая атмосфера Красной планеты не способна оградить поверхность от высокоэнергетических частиц.

«Перхлораты — широко распространённые соединения, — отмечает г-н Квинн. — Например, они используются в ракетном топливе. Они могут быть очень сильными реагентами или очень сильными окислителями, но для этого их надо нагреть. Надо преодолеть энергетический барьер, чтобы активировать перхлораты. Одних перхлоратов недостаточно, чтобы объяснить биологические эксперименты "Викингов", потому что при низкой температуре перхлораты неактивны».

Воспроизводя условия эксперимента по изменению газовой среды, исследователи смогли получить выделение кислорода с помощью перхлоратов, повреждённых радиацией. Результаты эксперимента по внесению меченых веществ тоже удалось повторить и получить углекислый газ.

По словам г-на Квинна, ионизирующее излучение позволило разложить перхлораты на более химически активные соединения: оксихлориды, газообразный кислород, диоксид хлора и гипохлориты.

«Викинги» не могли зарегистрировать разложение перхлоратов, поскольку в естественных условиях на это уходят многие тысячи лет. Но их эксперименты позволили определить действие продуктов разложения перхлоратов. В присутствии влаги эти соединения выделяют кислород и разлагают органику, что и произошло в эксперименте по внесению меченых веществ.

Ричард Квинн убеждён, что о перхлоратах мы ещё услышим: марсоход Curiosity анализирует их с помощью бортовой лаборатории Sample Analysis on Mars (SAM). Следующий ровер НАСА, который начнёт работу в 2020 году, сосредоточится на поиске образцов, подходящих для доставки на Землю, и учёный полагает, что перхлораты едва ли окажутся в центре внимания этой миссии, но с ними можно будет разобраться потом, на Земле.

Европейское космическое агентство планирует запустить свой первый марсоход ExoMars в 2018 году. Он будет оборудован масс-спектрометром с лазерной десорбцией: образцы грунта подвергнут обработке УФ-излучения в поисках органики. Таким образом тоже можно обнаруживать перхлораты: лазер заставит их реагировать с органикой в грунте и приведёт к образованию органических веществ, содержащих хлор, которые затем выявит масс-спектрометрия...

БОЗОН ХИГГСА СПОСОБЕН УБИТЬ БОЛЬЦМАНОВСКИЙ МОЗГ

Как это ни смешно, кошмар разума, способного появиться буквально из вакуума, уже не первый год терзает некоторых физиков. Что ж, возможно, недавнее открытие новой физической частицы покончит с вероятностью возникновения этого странного явления.

Записывайте: при определённых физических условиях, точнее — в де-ситтеровском вакууме, который, предположительно, возникнет в будущей Вселенной, флуктуации квантовой природы способны создать так называемый больцмановский мозг. Предупреждаем: это довольно неприятный субъект. По идее, он, способный осознавать своё существование, не менее разумен, чем мы с вами. Вот только родители у него не папа с мамой (в любой форме), а квантовые флуктуации... Повторить или успели?

Как вы догадываетесь, от засилья таких граждан в окружающем мире нас более или менее спасает только то, что вероятность образования больцмановского мозга мала. То есть теоретически она мала чрезвычайно, так что, быть может, речь идёт о времени, равном десяти миллиардам в пятидесятой степени лет.

Выглядит вроде бы обнадёживающе: когда это ещё будет... Беда лишь в том, что, согласно нынешним моделям развития, Вселенная расширяется, и всё кончится то ли Большим разрывом, то ли тепловой смертью, но в любом случае пространство-время, скорее всего, будут существовать едва ли не вечно. При помощи простых подсчётов можно убедиться, что в этом случае количество больцмановских голов будет стремиться к бесконечности. Очевидно, тогда вероятность появления разумного не от биологических или механических предков, а из флуктуаций вакуума радикально выше, чем изо всех других источников.

И дело не в том, что вам, людям, это слегка обидно. Да, конечно, больцмановские умы возникнут не из длительной борьбы за существование, как ваш, человеческий. Главное тут в том, что антропный принцип в случае появления больцмановского мозга будет выглядеть странно.

А ведь принцип был придуман не от хорошей жизни: в наблюдаемой Вселенной есть целый ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, которые необходимы для существования разумной жизни. Лёгкий сдвиг массы протона (подставьте сюда едва ли не любое название частицы) — и вы были бы невозможны в принципе.

Если мы хотим избежать выпадения в креационизм, то выражение «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек» — едва ли не единственный выход. Теперь же из «выхода» мы попадаем прямо в ситуацию, когда человек становится статистически незначимым явлением, просто каким-то, простите, флоресским хоббитом, статистической аномалией с незначительной длительностью существования вида и сверхмалой абсолютной численностью. Зачем вообще нужен этот разумный наблюдатель, человек, если больцмановский мозг мог бы возникнуть при более широком диапазоне значений физических констант? И даже если мы проживём десятки миллиардов лет и численность нашего вида составит любое конечное число, после тепловой смерти (Большого разрыва) нам всё равно конец. На этом фоне бесконечная история бесконечного количества больцмановских разумов будет бесконечно длиннее.

Опять-таки эти самые больцмановские граждане, возникающие из хаоса, могут быть оснащены ложными воспоминаниями о некоей жизни — как если бы они были одним из вас. Более того, именно вы, читатель, можете быть одним из таких разумов, в мозгу которого существует ложная память о том, что он читает «КЛ», а до того родился, крестился, вокруг него якобы крутятся какие-то другие «люди», которых на самом деле нет, и так далее. Фактически же существует лишь сновидческая деятельность некогда возникшего больцмановского мозга. Отсюда, как вы понимаете, и до солипсизма один шаг. Страшно, страшно...
Теории о том, как избежать описанного ужаса, предлагаются давно. Ключевая идея очевидна: если время жизни Вселенной не бесконечно, то больцмановский мозг не появится, а если и появится, будет крайне редким и маргинальным явлением. Однако пока такие гипотезы выдвигались лишь на базе не слишком подтверждённой экспериментальной физики (да простят нас адепты теории струн).

И вот теперь Шон Кэролл (Sean Carroll) и Кимберли Бодди (Kimberly Boddy) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США) уверяют нас, что смерть Вселенной вполне обеспечивается твёрдо известной физикой, а именно — бозоном Хиггса.

Поле Хиггса, квантом которого является упомянутый бозон, должно быть метастабильным, то есть иметь возможность спонтанно переходить в более низкое энергическое состояние. При этом появится пузырь пространства с собственными физическими законами, причём пузырь этот будет расширяться со скоростью света, разрушая на своём пути всё, включая в конечном счёте известную нам Вселенную. Кстати, случится это, скорее всего, не ранее чем через 20–30 млрд лет, так что лично вам ничто не угрожает. Ну а реализуется этот оптимистичный сценарий только в том случае, если хиггсово поле действительно метастабильно, а не, паче чаяния, стабильно вполне.

Как узнать наверняка? Г-да Кэролл и Бодди комбинируют полученную в недавних экспериментах массу бозона Хиггса (порядка 125 ГэВ) с самыми последними оценками массы t-кварка (истинного кварка). В итоге, заявляют они, если верить известным физическим законам, метастабильный бозон Хиггса куда вероятнее стабильного.

Замечательно, конечно! Разумы Больцмана не успеют заполонить мироздание, ибо до этого спонтанное возникновение новой Вселенной внутри старой убьет всё вокруг на манер яйца паразитической осы, уничтожающего при росте организма хозяйское насекомое. Следовательно, антропный принцип жив (хотя и не все этому рады). Правда, есть нюанс: если идея мультверсума в версии бесконечного количества миров верна, то там, в силу бесконечности вариантов, явно окажется множество случаев, когда больцмановские разумы будут возникать, и в больших количествах. Ну что ж, главное — чтобы не у нас, не так ли?

К сожалению, даже этого нам пока не узнать. Дело в том, что если расширение Вселенной и дальше будет ускоряться, то получится, что даже быстро расширяющийся пузырь нового пространства-времени не успеет убить всю старую Вселенную: она будет расширяться ещё быстрее, и пузырь никогда не займёт основную часть её пространства.

Свежие измерения массы истинного кварка, ожидаемые в 2015 году, способны прояснить вопрос скорости расширения нового пространства-времени, так что, быть может, скоро мы узнаем, могут ли больцмановские мозги составлять большинство разумных в нашем мироздании.

Японцы реализовали полную квантовую телепортацию

Белые дыры

Возможность существования в космосе черных дыр - это одно из самых замечательных предсказаний теоретической физики XX в. Мысль о том, что черные дыры должны существовать реально, является прямым выводом из современных представлений об эволюции звезд. Умирая, массивные звезды катастрофически сжимаются (коллапсируют) - как бы взрываются внутрь - и порождают область, в которой тяготение настолько сильно, что оттуда не может выйти ничто — даже свет.

Зная, что решения уравнений общей теории относительности симметричны относительно времени и что черные дыры образуются в результате гравитационного коллапса некой массы вещества в скрытую за горизонтом событий сингулярность (сверхплотная точка со сверхвысокой температурой прим. ред.), которая существует бесконечно долго, нельзя ли предположить существование дыр с обращенным временем, т. е. процесса коллапса с обратным ходом развития событий? Если бы такие процессы происходили во Вселенной, то в некоторой ее области вдруг обнаружился бы источник, выбрасывающий вещество — белая дыра.

Она должна была бы содержать сингулярность, существовавшую с момента начала отсчета времени во Вселенной, и в какой-то случайный, непредсказуемый момент из этой сингулярности вдруг начало бы истекать вещество. Действительно, как после завершения формирования черной дыры на нее могут падать частицы, так, вероятно, они могут и вылетать из белой дыры, прежде чем она, взорвавшись в процессе обратного коллапса, превратится в облако из пыли и газа. Поскольку частицы и излучение могут вылетать из центральной сингулярности белой дыры, следовательно, эта сингулярность должна быть голой.

Возможность существования белых дыр серьезно обсуждалась в течение некоторого времени. По мнению ряда ученых, гипотеза белых дыр могла бы помочь объяснить феномен «взрывающихся галактик» и другие космические явления, сопровождающиеся большим выделением энергии, например квазары, из которых, возможно, происходит истечение вещества в нашу Вселенную. На основании подобных представлений были найдены потенциально возможные решения, описывающие поведение таких необычных объектов.

В 1964 г. советский астрофизик И. Д. Новиков высказал предположение, что белые дыры могли бы появиться вследствие процессов, сопутствовавших Большому взрыву, в котором, согласно теоретическим представлениям, из сверхплотно сжатого вещества — начальной космологической сингулярности — возникла наша Вселенная. Новиков рассуждал следующим образом: "Если некоторые области пространства-времени в момент Большого взрыва не приняли участия в немедленном процессе всеобщего расширения, то эти области, или «задержавшиеся ядра», могут взорваться на более поздней стадии эволюции Вселенной, создав белые дыры" . Есть еще одна гипотеза о существовании белых дыр (диаграмма Пенроуза прим. ред.): если в других вселенных происходит коллапс вещества в черную дыру прошлого, то результатом этого может быть возникновение белой дыры в нашей Вселенной. Другими словами, «чью-то чужую» коллапсирующую звезду мы могли бы наблюдать как белую дыру. Следует отметить, что все представления о черных и белых дырах и о множественности миров, с которыми мы не можем поддерживать контактов иначе, как только с помощью дыр в пространстве-времени, основываются на нашем глубоком ощущении необходимости существования пространственно-временных симметрии.

В действительности черные и белые дыры не единственно возможные экзотические объекты, предсказываемые теорией. Обсуждалась также возможность существования так называемых «серых дыр», вещество которых, выплескиваясь, как в белых дырах, за горизонт событий, почти тотчас же начинает быстро сжиматься в процессе гравитационного коллапса. Могут ли белые (или серые) дыры существовать реально? Мы уже говорили, что, по мнению большинства специалистов, представления о пространственно-временных мостах во вращающихся и заряженных черных дырах слишком идеализированы и что такие мосты вряд ли в природе есть.

УЧЕНЫЕ ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО НАШЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВНЕЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Научные сотрудники Шеффилдского и Букингемского университетов, что в Великобритании, заявляют, что нашли доказательство того, что внеземная жизнь не просто является возможным предположением, она на самом деле вполне себе реальна. Суть в том, что запустив в атмосферу специально разработанный воздушный шар на высоту в 26 километров над Землей во время недавнего метеоритного дождя Персеиды, ученые обнаружили микроорганизмы.

Шар был запущен 31 июля 2013 года и провел на высоте 26 километров около 17 минут. В течение этого времени оборудование, которое было прикреплено к шару, собирало образцы всего того, что в тот момент происходило в атмосфере. Когда шар вернули на Землю, ученые провели анализ собранных образцов и нашли фрагменты одноклеточных водорослей, также известных как диатомовые водоросли.

Несколько предыдущих исследований ученых уже доказали, что во время различных природных событий, вроде шторма или грозы, эти микроорганизмы нередко оказываются в атмосфере Земли. Однако британские ученые заявляют, что ни при каких обстоятельствах диатомовые водоросли не могут подняться на высоту в 26 километров. Поэтому единственным разумным объяснением этого феномена может оказаться то, что эти микроорганизмы были выброшены в атмосферу метеоритным дождем Персеиды.

«Большинство людей возможно подумают, что эти биологические частицы могли просто додрейфовать до стратосферы. Только вот все научное сообщество сходится в том, что микроорганизмы подобного размера не в состоянии добраться, скажем, на высоту в 26 километров над Землей», — цитирует профессора Милтона Вейнрайта из Университета Шеффилда издательство The Telegraph.
university-of-shef

«Пожалуй, единственным исключением здесь может оказаться то, что всему виной является сильная вулканическая активность, которая так высоко и подняла в атмосферу эти микроорганизмы. Но дело в том, что за последние три года в этой и ближайших к месту обнаружения областях никакой вулканической активности замечено не было. А так как другого необходимого прецедента, который мог бы эти организмы туда доставить мы не нашли, то напрашивается вывод о том, что они были занесены в атмосферу из космоса», — добавляет Вейнрайт.
Другими словами, ученые хотят сказать, что на основе этих исследований им остается лишь признать то, что в космосе есть жизнь.

«Мы пришли к выводу, что образцы жизни продолжают прибывать на Землю из космоса. И мы почти точно уверены в том, что первоначально жизнь на нашей планете зародилась совсем не на ней».

Стадное чувство или закон “5-ти процентов”

Есть такое понятие как автосинхронизация. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. Теория так же может называться ДОТУ — Достаточно общая теория управления.
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.

Данная особенность проявляется и у людей. Недавно английские ученые поставили эксперимент: в большую, просторную залу пригласили людей и дали им задание «перемещайтесь как вам угодно». А некоторым давали четко определенное задание как именно двигаться и когда. Таким образом было экспериментально подтверждено, что 5% человек перемещающихся с определенной целью могут заставить всё множество двигаться в том же направлении.
Для автосинхронизации необходимо, чтобы множество неких объектов обладали хотя бы отчасти идентичным информационно-алгоритмическим состоянием u находились в условиях, допускающих информационный обмен между ними — хотя бы безадресный, циркулярный. При этом быстродействие их по реакции на прохождение информации, идентичной для всех них, должно быть достаточно высоким.
Кстати, подобный эксперимент может провести каждый. Достаточно прийти на концерт с компанией друзей и начать синхронно хлопать в те моменты, когда вам это хочется и весь зал будет за вами повторять.

Некоторые практические выводы из этого: не стоит делать коллективы больше 20 человек. 20 человек / 100% * 5% = 1 – эта единица и есть лидер, увеличение же количества человек влечет за собой потерю управления. В аудитории, где человек 30-40, преподавателю будет очень трудно задавать тон занятия и постоянно держать внимание группы. Этот закон можно применять и к другим ситуациям, пробуйте, но не стоит полностью полагаться на него. Нет ничего абсолютного.
Запуск таких процессов возможен только тогда, когда люди находятся в состоянии не осознания своих действий, целей и причины. Когда уровень личной дисциплины, осознанности, контроля очень низок. А это уже бесструктурное управление, когда не надо каждому говорить, что он должен делать и как: хватит 5% процентов, которые запустят процесс автосинхронизации.

Данным явлением очень много кто пользуется в корыстных целях, запуская слухи, например, что через пару дней исчезнут какие-то товары и 5% испугавшихся и побежавших покупать эти товары хватит для того, чтобы всколыхнуть остальных и через некоторое время полки действительно станут пустыми. 5% процентов провокаторов хватит, чтобы мирный митинг превратился в массовое побоище. Дальше можете продолжать сами.

[Загадки Мира] Почему возникла жизнь на Земле?

Мы прошли долгий путь перед тем, как научились создавать искусственную жизнь. Однако мы должны признать, что не знаем наверняка, почему жизнь, которая кипит вокруг нас сегодня, появилась на этом свете. Единственное, что нам известно, что в определенный момент истории Земли, точнее, 3,8 миллиардов лет назад, молекулы стали демонстрировать невероятно сложные химические реакции, что в итоге привело к появлению рибонуклеиновой кислоты и, в конечном итоге, жизни. Что именно стимулировало молекулы к подобной реакции, остается загадкой до сих пор. Согласно одной из версий, все это – творение Бога, по другой версии, всему виной ультрафиолетовый свет, однако точно ответить, почему это произошло, никто не может. Ученые со всего мира пытаются разгадать эту загадку и воссоздать тот исконный коктейль, который был на Земле, в надежде стать свидетелями того момента, когда возникла жизнь, но тщетно.

Учёные извлекли реальные фотоны из виртуальных частиц

Исследователи из Университета Аалто (Финляндия) преуспели в эксперименте очень необычной природы.

Вакуум не пуст: в нём постоянно возникают и исчезают виртуальные частицы. Обычно они так и остаются виртуальными: обязаны либо поглотиться какой-либо частицей, либо распасться, причём столь быстро, что это, казалось бы, почти никогда напрямую не влияет на реальные частицы. Масса и энергия таких виртуальных частиц не ограничены «сверху», хотя это и не нарушает закона сохранения энергии: время существования виртуальных частиц тем меньше, чем больше их энергия. В связи с этим до недавних пор многие были склонны считать виртуальные частицы существующими скорее в качестве математической абстракции, нежели чего-то настоящего.

Финны провели эксперимент с движущимся зеркалом, и он в очередной раз показал, что на практике эти частицы можно превратить в реальные. В опыте использовался массив из 250 СКВИДов — сверхпроводящих квантовых интерферометров, лежащих в основе МРТ (что применяется для исследования головного мозга).

Изменяя магнитное поле в таком устройстве, можно регулировать в нём скорость света (конечно, не превышая 299 792,458 км/с). С точки зрения электромагнитного поля вакуума, излучение, отражаемое такими СКВИДами, воспринимает их в качестве движущегося «зеркала». «Если действовать быстро, можно не дать [виртуальным] частицам рекомбинироваться — и тогда они трансформируются в частицы реальные, которые можно зарегистрировать», — замечает доктор Сорин Параоану (Sorin Paraoanu), один из авторов рассматриваемой работы.

В общем, при быстром изменении скорости распространения света в массиве СКВИДов физикам удалось извлечь из вакуумного квантового шума фотоны микроволн. Теоретически наиболее массивные частицы получатся, если «зеркало» двигать с колоссальными ускорениями, но до такой экспериментальной техники нам пока далеко. Поэтому на сей раз были «материализованы» фотоны «всего лишь» микроволнового излучения.

В будущем авторы работы мечтают создать при помощи таких экспериментальных устройств искусственный горизонт событий чёрной дыры и наблюдать исходящее от него легендарное излучение Хокинга.

Если это удастся, такие эксперименты могут иметь краеугольное значение как для физики, так и для космологии.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам Университета Аалто.

Масса "частицы Бога" предрекла смерть Вселенной.

Благодаря голливудским фильмам любой из нас легко может представить себе Армагеддон в рамках отдельно взятой планеты. Астрономам известно множество примеров уничтожения гигантских звёзд, попавших за горизонт событий чёрной дыры. И, казалось бы, нельзя придумать более глобальной катастрофы, чем гибель целых галактик, сталкивающихся друг с другом. Но физик-теоретик Джозеф Ликкен (Joseph Lykken) из Национальной ускорительной лаборатории им. Ферми знает кое-что посерьёзнее. На ежегодной конференции Американской ассоциации по содействию развития науки (AAAS) он представил теорию гибели всей Вселенной.

Исследователь сообщил, что изучение свойств открытого в прошлом году бозона Хиггса подтверждает гипотезу о нестабильности Вселенной. А это означает, что рано или поздно она может полностью перестать существовать в том виде, в котором мы её знаем.
Виной всему стала масса "частицы Бога", установленная детекторами Большого адронного коллайдера (LHC), — 126 гигаэлектронвольт.

Когда в 1964 году Питер Хиггс (Peter Higgs) предсказал существование элементарного бозона, его теоретическая масса могла находиться в широком диапазоне от 114 до нескольких сотен гигаэлектронвольт. Но полученный результат оказался в той пограничной зоне, ниже которой допускается предположение о так называемом "ложном" вакууме.
Если говорить проще, то при таких свойствах нестабильной субатомной частицы, вакуум во Вселенной может быть не таким уж пустым, как принято думать. Если допустить, что на самом деле он обладает некоторым запасом энергии, то с определённой вероятностью в какой-то области пространства может случайным образом возникнуть настоящий "пустой" вакуум.

"В один момент из-за квантовой флуктуации небольшой пузырёк вакуума даст начало альтернативной Вселенной, — объясняет Ликкен. – Из-за своего более низкого энергетического уровня он станет расширяться со скоростью света, поглощая всё вокруг себя".
По сути, речь идёт о новом Большом взрыве и о смене одного поколения Вселенной другим. Но запасаться солью и спичками не стоит. Во-первых, окружающая нас "версия" космического пространства оказалась достаточно стабильной, чтобы просуществовать 13,5 миллиарда лет. Если катастрофа и грянет, то произойдёт это очень и очень нескоро. Во-вторых, расширение гипотетического пузыря будет происходить с максимально возможной скоростью, а значит, предсказать конец света не удастся, и он случится неожиданно и абсолютно незаметно для всего живого.
К сожалению, проверить удивительную теорию можно будет не раньше 2015 года, когда возобновятся работы на Большом андронном коллайдере, который сейчас закрыт на ремонт и техническое обслуживание. Ведь физики до сих пор не до конца уверены в том, что полученная частица и есть тот самый бозон Хиггса, определяющий массу всей видимой материи.

"Стадное чувство" или "закон 5-ти процентов"

Есть такое понятие как автосинхронизация. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. Теория так же может называться ДОТУ - Достаточно общая теория управления.

К вопросу о многообразии органических жидкостей...
Ацетон - жидкость для снятия лака.
Алкоголь - жидкость для снятия депрессии.
Бензин - жидкость для опустошения кошелька.

Пожалуй, это самое креативное и увлекательное пособие по химии, которое я к ...

Пожалуй, это самое креативное и увлекательное пособие по химии, которое я когда-либо видел. Что самое интересное, химические элементы в таблице далее представлены в виде персонажей фэнтези, что значительно упрощает восприятие и объяснение материала. Отличная задумка.

Страстный поцелуй вызывает в мозгу те же химические реакции, что пр...

Страстный поцелуй вызывает в мозгу те же химические реакции, что прыжки с парашютом и стрельба из пистолета.

Настоящий страстный поцелуй вызывает в мозгу те же химические реакц...

Впервые услышать эти слова может быть неожиданным, странным, но тем...

Впервые услышать эти слова может быть неожиданным, странным, но тем не менее приятным. Впервые произнести их – героический поступок. Многие согласятся, это очень страшно, не правда ли? Наверно, спрыгнуть с парашютом и то будет легче. То есть сказать «Я люблю тебя» значит проявить СИЛУ. Не каждый, кстати, сможет объяснить, почему мы испытываем страх. А действительно, почему? Может быть, мы боимся ответной реакции, потому что в этот момент мы особо уязвимы? Выходит, произнести «Я люблю тебя» значит показать свою СЛАБОСТЬ. Парадокс!
Мы не стесняемся ругаться друг с другом на улице у всех на виду, но жутко стесняемя наедине сказать " Я люблю тебя". Парадокс!

Вместе с тем эта простая фраза имеет для нас колоссальное значение.
Простите за сравнение, но если бы Вы умирали и у вас оставались минуты для того, чтобы сказать последние слова. Наверняка Вы сказали бы кому-то «Я люблю тебя». Но почему же Вы не говорили раньше? Или почему Вы так редко говорили?

В суете нашей жизни, в семейном быте мы порой забываем или не считаем нужным сказать, кто-то искренне уверен, что любовь надо доказывать поступками, а не разбрасываться словами. Многие уверены, что их дорогой человек итак все знает, и лишний раз произносить «Я люблю тебя» совсем не обязательно. Так ли это? А спросите у него сами…
Подумайте, ведь именно вот эти три слова могут поистине волшебно поднять нам настроение и сделать счастливыми. Дарить счастье- разве не прекрасно?

Дома Вас ждет родной человек? Не откладывайте в долгий ящик! Скажите ему, скажите именно сегодня! И не забывайте время от времени повторять. Ваша душа давно кричит, ваши глаза давно пытаются объяснить, но губы не могут решиться произнести «Я люблю тебя»? А может, была не была? Может, момент настал?

Страстный поцелуй вызывает в мозгу те же химические реакции, что пр...

XXX: расскажите значение атмосферы для земли?
yyy: земля эт планета. ей всё равно есть атмосфера или нет. хотя может планеты соревнуются у кого атмосфера круче. например, на Марсе и Венере тоже есть атмосфера.

yyy: я тут вычитала: Настоящий страстный поцелуй вызывает в мозге те же химические реакции что и стрельба из пистолета.
xxx: когда ты стреляешь или когда в тебя стреляют???

xxx:Настоящий страстный поцелуй вызывает в мозгу те же химические реакции, что прыжки с парашютом и стрельба из пистолета. Занимайтесь любовью, а не войной!
yyy:предлагаешь всем, кто ноет про недотрах, записываться в армию?

Реальные задачи всероссийского химичесгого турнира для школьников:
1. Какие химические и биохимические процессы могут лежать в основе механизма свечения Жар-Птицы?
2. Какое давление может создаваться в кувшине с находящимся в ней стариком Хоттабычем? Предложите меры безопасности при работе с таким кувшином.
3. Используя знания современной химии, предложите материал наиболее близкий по своим свойствам к мифрилу. Какие технологические процессы можно использовать для производства из него боевого оружия и доспехов?
4. На каких химических и биохимических процессах основана работа огнедышащего дракона?
5. Предложите способ организации полета Винни-Пуха на воздушном шаре, используя только имеющиеся в лесу вещества и оборудование.
6. Какие минералы и горные породы должны находиться в местности, где жила курочка Ряба? Какие биохимические процессы лежат в основе усвоения курочкой Рябой золота из окружающей среды?
...
12. С помощью каких методов можно вырастить «большую-пребольшую репку»?

ххх: В детстве мы называли это тепловым эффектом эндотермической реакции, с поглощением энергии, обозначая ее буквой Q.
ууу: Нихера себе тяжелое детство у тебя было О_О

-Семь тысяч ёжиков могут убить слона, но съесть не могут.Сколько в мире бессмысленной жестокости ._.
-Если они могут убить - не значит, что они это часто делают ._.
-А разве они могут?
Слоник же может деревья броать в них :3
Убегать и бросать))
Хотя так только штук 30-40 убьет,в конце концов устанет и его схватят.Нет
Бдует бегать и бросать в них деревья :3
Скрываться в лесах
Партизанить
поезда под откос пускать
У ежиков будет голодомор
Талоны на яблоки )
А потом,они свяжутся с ежиками США и шарахнут чем-нибудь по слонику!!
Да,он обречен ._.
бедный слоник ._.

Газета "Московский комсомолец" от 07.04.2006

Цитаты из статьи "Алкогалактика":

"Новые звезды освещают окружающий их газ яркими инфракрасными
лучами..."

"Виниловый спирт практически не присутствует на Земле в свободном
состоянии, но является важнейшим промежуточным соединением в процессах
синтеза сложных органических молекул."

Скромная девственница: слу а есть же такие ну писец качки которые могут на своём члене девушку миниатюрную на весу держать?
От-куда: :-?, хз,врядли у качков от стеройдов не стоит
Скромная девственница: ну вот монахи тибетские, которые писец как телом владеют наверно могут. А есть девушки которые мостиком станут, в них парень войдет и они так могут держать его на весу...? Может гейши японские так могут???
От-куда@: бля я хз, но одно знаю точно!!!
Скромная девственница: ???